Сегодня пятница, 03.04.2020: публикаций: 1232
Мероприятия. Опубликовано 08.02.2019 10:54  Просмотров всего: 3357; сегодня: 1.

Обсуждение системы ценообразования в проектировании и изысканиях

Обсуждение системы ценообразования в проектировании и изысканиях

Начиная с 2015 года, когда вышло поручение Президента РФ о переходе на государственный мониторинг составления смет по результатам государственного мониторинга цен строительных ресурсов, Правительство РФ и Минстрой России занимаются реформой ценообразования в строительстве и проектировании. На основании многочисленных предложений и замечаний от строительного сообщества, систематизированных, в том числе, усилиями НОПРИЗ и НОСТРОЙ, Минстроем был разработан и направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти план совершенствования системы ценообразования.

В настоящее время механизм государственного регулирования стоимости архитектурно-строительного проектирования реализован в ряде федеральных законов Российской Федерации, таких как «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ, «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 №14-ФЗ, Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44- ФЗ и других. Пристальное внимание к регулированию стоимости капитальных вложений (а именно так, в соответствии со ст. 1 Закона от 25.02.1999 №39-ФЗ трактуются проектно-изыскательские работы) в новейшей истории возникло после таких масштабных проектов как зимние Олимпийские игры 2014 года, строительство космодрома “Восточный”, подготовка Чемпионата мира по футболу-2018.

До 2016 года на федеральном уровне отсутствовали нормативные правовые акты, устанавливающие порядок определения сметной стоимости в строительстве. Вопросы сметного нормирования регулировались методическими документами. Основным документом, начиная с 2004 года, являлась и все еще является на сегодняшний день МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации». Данная Методика заменила ранее действующие документы: «Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации» СП 81-01-94, «Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-1.99 и ряд других методических документов. Данный документ содержит общие положения по ценообразованию и сметному нормированию, а также рекомендации по составлению всех видов сметной документации на разные виды работ.

При этом важнейшим этапом для государственного регулирования ценообразования стало вступление в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 369-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Градостроительный кодекс дополнился главой 2.1 «Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности, федеральный реестр сметных нормативов». Впервые на федеральном законодательном уровне было установлено понятие сметной стоимости и сметных нормативов, а также введено обязательное включение сметных нормативов в федеральный реестр сметных нормативов. Применение сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр, стало не рекомендательным, как ранее, а обязательным.

Однако данный ФЗ фактически поставил вне закона все действующие сборники и справочники по определению стоимости проектирования, так как они не подпадали под внесенное понятие сметных норм. Подобная нормативно-правовая коллизия действовала целый год, до введения Федерального закона от 26.07.2017 № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». В данном законе появилось положение о том, что подобными сметными нормативами можно пользоваться до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий: включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 ГрК РФ, в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке; введение в действие указанных сметных нормативов; размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На сегодняшний день постепенно осуществляется переход на новую систему определения сметной стоимости. Если раньше основными методами являлись базисно-индексный, ресурсный и ресурсно-индексный, то после создания всех необходимых инструментов стоимость строительства будет определяться ресурсным способом. Реализация реформы осуществляется на базе ФАУ «ФЦЦС», который должен был стать центром компетенции Минстроя России в области ценообразования — экспертной, организационной, методической и технической площадкой преобразований.

Ресурсный метод ценообразования в мировой практике считается наиболее эффективным. При ресурсном методе стоимость работ определяют путём суммирования стоимости материалов, стоимости зарплаты рабочих и стоимости эксплуатации машин, необходимых для проведения тех или иных работ. Расчёт производят на основании реальных цен на ресурсы, действующих на данный момент. С этой целью был издан приказ Минстроя России под номером 69/пр от 7 февраля 2017 года, утвердивший Методику разработки укрупнённых нормативов цены строительства (НЦС). Однако переход на ресурсную методику расчета еще не завершен, и ФГИС ЦС не предлагает пользователям полного объема сборников сметных норм, сборников укрупненных нормативов цены строительства и методических документов определения цены строительства.

В итоге Минстрой России разработал «дорожную карту» и ряд проектов постановлений и приказов, которые вводят переходный период с базисно-индексного на ресурсный метод ценообразования. Этот переход продлится до 2022 года. К этому моменту ФГИС ЦС должна быть наполнена существенным массивом информации о стоимости строительных ресурсов. С этой целью Главгосэкспертиза и Минстрой России предлагают ввести административные наказания для производителей не только за непредоставление информации о ценах производимой продукции, но и за то, что эта информация будет ненадлежащего качества или не соответствовать действительности.

В свою очередь, профессиональное сообщество призывает к совершенствованию существующей системы ценообразования в строительстве, архитектурно-строительном проектировании и инженерных изысканиях. В рамках этой деятельности предлагается инициировать создание межведомственной рабочей группы по выработке предложений по совершенствованию определения стоимости строительных, монтажных, пусконаладочных, проектных и изыскательских работ на всех стадиях жизненного цикла объекта капитального строительства (обоснование инвестиций, проектирование, строительство, эксплуатация, демонтаж).

По инициативе НОПРИЗ был проведен анализ действующей системы ценообразования при определении стоимости проектных и изыскательских работ, а также подготовлены предложения по ее совершенствованию. Сейчас проходит публичное обсуждение проделанной работы. Все желающие могут направить свои предложения и замечания в Департамент технического регулирования и нормирования аппарата НОПРИЗ в срок до 19 февраля 2019 года.

Как отмечает генеральный директор СРО Ассоциации “Э.С.П.” Дмитрий Мурзинцев: “Подробный анализ существующей системы ценообразования, а также особенностей идущей реформы и опыта зарубежных стран позволит выработать оптимальное решение, учитывающее практику проектирования в нашей стране и имеющиеся особенности проектной, изыскательской и строительной деятельности”.

Тематические сайты: Саморегулирование, Строительство, ремонт, архитектура, ландшафт, Экономика
Сайты субъектов РФ: Москва
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Россия

Ньюсмейкер: Энергетическое сетевое проектирование — 340 публикаций. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Сайт: sro-esp.ru
Поделиться:
Ваше мнение
Как пандемия коронавируса сейчас реально отражается на бизнесе или виде экономической деятельности которые вы ведете или которых касаетесь?
 Существенно негативно
 Скорее негативно
 Пока никак
 Скорее позитивно
 Существенно позитивно
Предложите опрос