01.08.2013 08:48
Новости.
Просмотров всего: 3129; сегодня: 2.

Кодификация законодательства в области саморегулирования: на пути к унификации

Кодификация законодательства в области саморегулирования: на пути к унификации

Вопрос о кодификации законодательства в области саморегулирования обсуждается межотраслевым профессиональным сообществом на протяжении довольно длительного периода.

По большому счету, все участники системы саморегулирования согласны, что базовый закон №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» имеет ряд заметных недостатков. На сегодняшний день содержание самого закона во многом не позволяет выполнять его основную задачу – формировать единообразные принципы построения саморегулирования в различных отраслях и сферах деятельности.

Несмотря на такое единство мнений по стержневой проблеме кодификации профильного законодательства, в части подхода к ее решению мнения представителей сообщества разделились.

Одна из сторон выступает за максимальное выведение из специальных, отраслевых законов положений, затрагивающих общие требования к саморегулированию. Подразумевается, что в базовом законе будет закреплено порядка 90% требований к функционированию системы саморегулирования, вне зависимости от отраслевой принадлежности саморегулируемых организаций.

Сторонники данного подхода настаивают, что в данный момент происходит постепенное размытие понятийной и концептуальной базы саморегулирования в отраслевом законодательстве. По их мнению, в каждой отдельной отрасли существуют свои понятия, что такое СРО, требования к членам СРО, стандарты саморегулируемой организации и так далее.

С точки зрения единого подхода к саморегулированию кодификация рассматривается скорее как унификация законодательства в области саморегулирования. В рамках подобной кодификации выделяется несколько конкретных направлений.

Первое направление связано с ограничением сферы действия отраслевых законов. Роль отраслевых законов планируется свести к установлению дополнительных требований к членству в СРО, более жестких требований к размерам материальной ответственности, а также к введению дополнительных функций у самих СРО. Для этого необходима детализация требований к стандартизации внутри СРО.

Второе направление призвано сформулировать общие принципы надзора за деятельностью саморегулируемы организаций. В данный момент общие принципы осуществления надзорной деятельности в законе отсутствуют и в разных отраслях она реализована абсолютно по-разному.

Наконец, третье направление связано с регламентацией функционирования национальных объединений саморегулируемых организаций. В рамках унификации планируется разработать единые принципы создания национальных объединений, квалифицирующих требований к ним и реализуемых функций. Выступающие за унификацию законодательства поддерживают ограничение роли национальных объединений разработкой федеральных стандартов.

Также предлагается в базовом законе закрепить принципы обеспечения материальной ответственности членов саморегулируемых организаций на основе компенсационного фонда СРО и страхования ответственности.

Второй подход можно назвать концепцией сохранения специфики отраслевого саморегулирования. Сторонники данного подхода соглашаются с идеей четко и максимально полно прописать в базовом законе основополагающие моменты для всех сфер саморегулирования, интегрировать в одном законе все нормы, которые действительно могут быть едиными для всех отраслей.

Сюда можно отнести основные моменты по формированию, реорганизации, прекращению деятельности саморегулируемой организации, ее административной ответственности, механизмов обеспечения материальной ответственности членов СРО, контрольных функций самих саморегулируемых организаций и порядка надзора за ними.

Вместе с тем, признавая отраслевую специфику, не следует законодательно ограничивать отдельные формы специального регулирования, устанавливая жесткую конструкцию данных норм и излишне сужая сферу их действия, считают сторонники такого подхода.

Каждая из отраслей экономики имеет свои законы, степень воздействия на публичные интересы в каждой отрасли тоже своя. Кардинально различаются параметры экономического характера, степень влияния в области безопасности. Очевидно, что учесть все критически важные моменты для каждой отрасли в рамках базового закона невозможно, поэтому необходимо оставить разумное поле для тонкой настройки законодательного регулирования отраслевым законодательством.

В контексте обсуждения подходов к кодификации законодательства в области саморегулирования генеральный директор СРО НП «Э.С.П.» Дмитрий Мурзинцев отметил следующее: «На наш взгляд, первичный вопрос, который необходимо решить в ходе унификации законодательства сводится не к ограничению отраслевого законодательного поля, а именно к заданию единых межотраслевых стандартов в сфере саморегулирования. Это очень тонкий момент, который важно понимать: наша задача не ввести какие-то дополнительные ограничения, а детализировать общие для всех моменты. Если же говорить о базовом законе, который устанавливает основы и для обязательного и для добровольного саморегулирования, то под его действие будут одновременно попадать, например, и проектирование, и аудиторская, и рекламная деятельность. Очевидно, что базовый закон не сможет охватить и учесть все важные аспекты для каждой области саморегулирования, поэтому важно сохранить пространство для отраслевых законодательных актов. Базовый закон, стандартизирующий основные моменты, безусловно, необходим, однако его содержание должно в полной мере учитывать наличие упомянутой отраслевой специфики, которая, в свою очередь, должна отражаться уже в профильном законодательстве».


Ньюсмейкер: Энергетическое сетевое проектирование — 340 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Какие направления предпочитают российские туристы на майские праздники
23.04.2024 09:40 Аналитика
Какие направления предпочитают российские туристы на майские праздники
По предварительным оценкам аналитиков АТОР, порядка 75% поездок на майские праздники туристы совершат по России, а 25% – за рубеж. В России, при сохраняющемся лидерстве курортов Краснодарского края, туристы расширяют географию поездок, а вот в выездном туризме часть спроса с других направлений...
В Херсонской области для памятников и мемориалов создадут «паспорт»
22.04.2024 18:24 Новости
В Херсонской области для памятников и мемориалов создадут «паспорт»
Создать паспорта для каждого памятника и мемориала, в первую очередь посвященного Великой Отечественной войны, решили по итогам обсуждения реализации партпроекта. Об этом сообщает пресс-служба «Единой России». «Это позволит нам точно знать, сколько памятников в Херсонской области, в каком они...
Как заключить контракт при наличии разногласий рассказали эксперты
22.04.2024 17:39 Консультации
Как заключить контракт при наличии разногласий рассказали эксперты
Эксперты и общественные помощники Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области Владимира Головнёва делятся с бизнес-сообществом полезной информацией на актуальные темы. Общественный помощник Уполномоченного по государственным закупкам – Сергей Маковеев подготовил очередную...
Память солдат РККА, погибших на Зееловских высотах, почтили дипломаты
22.04.2024 16:56 Новости
Память солдат РККА, погибших на Зееловских высотах, почтили дипломаты
21 апреля 2024 года на мемориальном комплексе «Зееловские высоты» была проведена памятная церемония возложения венков. Об этом сообщается на странице Посольства России в Германии в соцсети ВКонтакте. В мероприятии приняли участие сотрудники Посольства Российской Федерации в ФРГ, Представительства...
Как передовые части советской армии готовили штурм Берлина
22.04.2024 12:29 Новости
Как передовые части советской армии готовили штурм Берлина
Чтобы понять обстановку, сложившуюся к 22 апреля 1945 года, необходимо начать с того, что предшествовало штурму Берлина. К концу марта 1945 г. военное положение Германии было патовым, хотя Вермахт продолжал оказывать активное сопротивление и насчитывал до 220 дивизий и бригад. Также в распоряжении...